Сердце отдаю Донбассу  






Воскресенье, 28.04.2024, 10:21

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Педагогам

Урок "История развития прав человека", 9 кл
22.01.2017, 20:22

Урок История развития прав человека 9 кл

Цель: формирование правовой культуры на основе полученных знаний о правах человека для развития умения анализировать и находить правильный вариант поведения в повседневной жизни.

Задачи:

Образовательная:

  • помочь разобраться в многообразии отношений, урегулированных нормами права, убедить в необходимости уважать законы и умении отстаивать свои права;
  • дать представление о вариантах поведения при сложных ситуациях.

Развивающая:

  • совершенствовать умение работать в группе: выслушивать мнение других и излагать свои мысли;
  • развивать творческую, мыслительную деятельность и умения анализировать ситуации.

Воспитательная:

  • способствовать осознанию ценности каждого человека;
  • способствовать правовому воспитанию.

Форма проведения: практическая работа.

  

Ход урока:

I. Вступительная часть

 

II. Основное содержание

  1. Историческая справка 

Одновременно с появлением людей и первых государств возник и вопрос установления и защиты прав человека.

Люди задают вопросы: что они могут делать, что обязаны и на что имеют право? Ответы затруднительны.

И люди взялись за решение главных вопросов в беседах и спорах, в драках и, к сожалению, в войнах.

В период правления Александра I возникла идея создания Конституции, гарантирующей подданным личную свободу и права.

Большим шагом к этому была и отмена крепостного права в 1861 году, во время правления Александра II.

Конституции СССР 1917–1991 гг.

В советский период конституции по-разному отражали права человека.Так, Конституция РСФСР 1918 года носила классовый характер, устанавливая привилегии для отдельных социальных групп.

В Конституции 1924 года такого деления общества не было.

В Конституции 1936 года был закреплён принцип равноправия граждан.

В середине XX века вопрос о правах человека приобрёл всемирную значимость. В 1948 году Генеральной Ассамблей ООН была принята Декларация прав человека, а 10 декабря признан Международным днём прав человека.

Конституцией СССР 1977 года перечень прав и свобод был значительно расширен, но за её за 15-летнюю историю существования законодательно внесли более 400 поправок, поэтому принятие новой Конституции  стало необходимостью.

12 декабря 1993 года всенародным голосованием принята ныне действующая Конституция, статья 2 которой гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – обязанность государства».

Все мы разные, но есть общее – это наши права, которые мы получаем с рождения.

И если они будут неукоснительно соблюдаться, то на Земле будет порядок.

Но чтобы отстаивать свои права, их нужно, по крайней мере, знать.

2. Беседа «Что мы знаем о правах?» - так, я предлагаю ответить на следующие вопросы:

  • Какие права человека вы знаете?
  • Откуда или от кого вы о них узнали?
  • В каких документах закреплены права человека?
  • Кто является защитником наших прав?

Подведём итог. В основном мы знаем о праве на жизнь, образование, медицинское обслуживание, отдых.

Права человека закреплены: Декларацией прав человека, Декларацией прав ребёнка, Конституцией, а их защитниками являются различные государственные органы.

- А как вы думаете, какое право самое ценное?

- Как вы думаете, существуют ли в нашем государстве нарушения прав человека, и какие примеры можете привести?

Мы с вами должны научиться защищать свои права, а для этого мы должны их знать, и я предлагаю расширить эти знания.

3. Расширяем кругозор – знакомимся с правами человека

- Сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание. Помогут нам в этом образцы народной мудрости – сказки. Это прекрасный учебник жизни, где добро побеждает зло. А у сказочных героев, как и у людей, имеются права.

Создаются команды. Им предлагается заполнить заранее заготовленные таблицы (Приложение 1), в которых соответствующим героям сказки, должны соответствовать определённые права из предложенного перечня.

- Но каждая сказка заканчивается хорошо. И мы осознаем, что нарушение прав человека наказуемо, всегда находится защитник или сам человек начинает защищать свои права. А это значит, что каждый из нас должен знать, какие права у нас есть, и что надо делать, если их нарушают, т. е. за их соблюдение нужно уметь бороться: защищать себя самому или обращаться за помощью к окружающим, искать защиты у более сильного, в нашем случае – это родители, профессиональная образовательная организация, органы опеки и различные государственные органы.

4. Анкетирование «Я и права других людей». (Приложение 2)

- Я предлагаю вам провести исследование на тему: «Я и права других людей», которое поможет нам понять, как мы относимся к окружающим людям и уважаем ли их права. (Раздать бланки анкеты).

Задание: Надо ответить на вопросы и подсчитать полученное количество баллов.

 

III. Заключительная часть

1. Игра «Волшебный сундучок»

- В заключение мы закрепим полученную информацию с помощью волшебного сундучка. Поочерёдно я буду доставать предметы, символизирующие наши права, а вы будете их называть. Ваша задача – определить, какое право обозначает каждый предмет.

Например, картинки или предметы:

  • Свидетельство о рождении – право на имя;
  • Обручальные кольца – право на заботу и любовь;
  • Картинка дома – право на имущество;
  • Конверт – право на тайную переписку;

- Все люди – маленькие и взрослые – имеют права, и никто не вправе их нарушать.

В процессе работы мы вспомнили сказки, где наших любимых героев обижают, нарушают их права. Но всегда находятся те, кто встаёт на защиту прав, так: Коза спасла козлят, Морозко приютил Настеньку, Петух вернул Зайке избушку. В сказках всё хорошо заканчивается, но и мы не одни в современном мире – у нас много защитников.

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

- Вы узнали что-то новое?

- Актуальна ли данная тема?

- Какие выводы вы сделали?

В заключение скажу, что защищая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть такие же права. Не нарушайте их, и не забывайте, что кроме прав у каждого есть и обязанности.

Желаю всем удачи. Спасибо за внимание.

 

Приложение 1

Сказки

Соблюдение прав

Нарушение прав

Дюймовочка

 

• Ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

• У всех детей равные права независимо отнациональности, пола, религиозных и политических убеждений право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.

• Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

• Право на сохранение своей индивидуальности.

• Право на доступ к информации.

• Право на защиту от всех форм насилия.

• Право на достойный уровень жизни

Сказка о рыбаке и рыбке

Право на доступ к информации

• Право на личную неприкосновенность,

жизнь и свободу.

• Право свободного передвижения и выбора местожительства.

• Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

• Право на защиту от всех форм насилия.

• Право на достойный уровень жизни.

• Право на отдых и досуг.

• Право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения опасной для жизни работы

Лягушка-путешественница

• Право свободного передвижения и выбора местожительства, право свободного волеизъявления

• Право свободно выражать свои взгляды и мнения

• Право на личную неприкосновенность, жизнь.

• Право на защиту от всех форм насилия

Колобок

• Право свободно выражать свои взгляды

и мнения

• Ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

• Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство обеспечивает в максимальной степени выживание ребёнка.

• Посягательство на жизнь Колобка, угроза быть съеденным.

• Право на защиту от всех форм насилия

Волк и семеро козлят

 

• Ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

• Право ребёнка на жизнь, выживание и свободное развитие.

• Неприкосновенность жилища.

• Право на общение с обоими родителями.

• Право на доступ к информации.

• Право на защиту от всех форм насилия

Маша и медведь

• Право для принятия

мер для борьбы с незаконным перемещением

и невозвращением детей из-за границы

• Ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

• Право ребёнка на недопущение лишения

свободы незаконным или произвольным образом.

• Право на общение с обоими родителями.

• Право на доступ к информации

Красная Шапочка

Право на семью

• Ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

• Право на неприкосновенность жилища.

• Право на личную неприкосновенность,

жизнь и свободу.

• Право на имя, т. к. Красная Шапочка – не имя, а прозвище.

• Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

• Право на безопасность.

• Право на защиту от всех форм насилия

Кот в сапогах

• Право на беспрепятственное выражение

своих мнений и убеждений, свобода передвижения.

• Право на сохранение

своей индивидуальности.

• Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

• Право на доступ к информации

• Право на защиту от всех форм насилия

Гуси-лебеди

• Баба Яга пользуется

правом на свободное

перемещение на метле, право владеть имуществом

• Право для принятия

мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

• Право на доступ к информации

• Ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

• Право ребёнка на жизнь, выживание и свободное развитие.

• Государство обязуется защищать ребёнка от

всех форм эксплуатации, предотвращать похищение, торговлю детьми. Похищение ребёнка – уголовно наказуемое преступление.

• Право на защиту от всех форм насилия

 

Приложение 2

 

Анкета «Я и права других людей»

 

1. Участвуя в споре, как правило, я стараюсь:

а) одержать верх – 3 балла;

б) понять другую точку зрения – 10 баллов;

в) переубедить партнёра – 5 баллов.

 

2. Видя, что кто-то старается учиться лучше других, я испытываю:

а) зависть – 5 баллов;

б) раздражение – 3 балла;

в) желание учиться лучше – 10 баллов.

 

3. Когда я узнаю, что люди не участвуют в голосовании на выборах, то:

а) мне всё равно – 5 баллов;

б) соглашаюсь с ними – 3 балла;

в) не согласен, т. к. голосовать необходимо – 10 баллов.

 

4. Когда говорят, что насильников нужно расстреливать на месте, то:

а) я соглашаюсь – 3 балла;

б) не соглашаюсь – 5 баллов;

в) мне всё равно – 10 баллов.

 

5. Если бы мне пообещали, что моя жизнь в стране станет лучше, но для этого нужно воевать с другой страной и победить её, то я бы:

а) согласился – 3 балла;40

б) мне всё равно – 5 баллов;

в) не согласился, т. к. война только разрушает – 10 баллов.

 

Результаты

До 20 баллов. Вам необходимо пересмотреть свое отношение к правам другихлюдей.

От 21 до 30 баллов. Для вас главное – собственное благополучие и спокойствие.

От 31 до 50 баллов. Вы достаточно демократичны и уважаете права других людей. Люди замечают ваше умение и уважают вас за это.

 

Анкета с результатам должна быть только у учителя. Участники подсчитывают баллы, а ведущий сообщает им потом свои выводы.

 

 

Повторить виды прав: гражданские, экономические, культурные, социальные, политические.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Педагогам | Добавил: sashagolub2018
Просмотров: 708 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Категории раздела

Родителям [1]
Педагогам [9]
Обучающимся [3]

Вход на сайт

Белые журавли


Электронный журнал


Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск