Урок История развития прав человека 9 кл
Цель: формирование правовой культуры на основе полученных знаний о правах человека для развития умения анализировать и находить правильный вариант поведения в повседневной жизни.
Задачи:
Образовательная:
- помочь разобраться в многообразии отношений, урегулированных нормами права, убедить в необходимости уважать законы и умении отстаивать свои права;
- дать представление о вариантах поведения при сложных ситуациях.
Развивающая:
- совершенствовать умение работать в группе: выслушивать мнение других и излагать свои мысли;
- развивать творческую, мыслительную деятельность и умения анализировать ситуации.
Воспитательная:
- способствовать осознанию ценности каждого человека;
- способствовать правовому воспитанию.
Форма проведения: практическая работа.
Ход урока:
I. Вступительная часть
II. Основное содержание
- Историческая справка
Одновременно с появлением людей и первых государств возник и вопрос установления и защиты прав человека.
Люди задают вопросы: что они могут делать, что обязаны и на что имеют право? Ответы затруднительны.
И люди взялись за решение главных вопросов в беседах и спорах, в драках и, к сожалению, в войнах.
В период правления Александра I возникла идея создания Конституции, гарантирующей подданным личную свободу и права.
Большим шагом к этому была и отмена крепостного права в 1861 году, во время правления Александра II.
Конституции СССР 1917–1991 гг.
В советский период конституции по-разному отражали права человека.Так, Конституция РСФСР 1918 года носила классовый характер, устанавливая привилегии для отдельных социальных групп.
В Конституции 1924 года такого деления общества не было.
В Конституции 1936 года был закреплён принцип равноправия граждан.
В середине XX века вопрос о правах человека приобрёл всемирную значимость. В 1948 году Генеральной Ассамблей ООН была принята Декларация прав человека, а 10 декабря признан Международным днём прав человека.
Конституцией СССР 1977 года перечень прав и свобод был значительно расширен, но за её за 15-летнюю историю существования законодательно внесли более 400 поправок, поэтому принятие новой Конституции стало необходимостью.
12 декабря 1993 года всенародным голосованием принята ныне действующая Конституция, статья 2 которой гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – обязанность государства».
Все мы разные, но есть общее – это наши права, которые мы получаем с рождения.
И если они будут неукоснительно соблюдаться, то на Земле будет порядок.
Но чтобы отстаивать свои права, их нужно, по крайней мере, знать.
2. Беседа «Что мы знаем о правах?» - так, я предлагаю ответить на следующие вопросы:
- Какие права человека вы знаете?
- Откуда или от кого вы о них узнали?
- В каких документах закреплены права человека?
- Кто является защитником наших прав?
Подведём итог. В основном мы знаем о праве на жизнь, образование, медицинское обслуживание, отдых.
Права человека закреплены: Декларацией прав человека, Декларацией прав ребёнка, Конституцией, а их защитниками являются различные государственные органы.
- А как вы думаете, какое право самое ценное?
- Как вы думаете, существуют ли в нашем государстве нарушения прав человека, и какие примеры можете привести?
Мы с вами должны научиться защищать свои права, а для этого мы должны их знать, и я предлагаю расширить эти знания.
3. Расширяем кругозор – знакомимся с правами человека
- Сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание. Помогут нам в этом образцы народной мудрости – сказки. Это прекрасный учебник жизни, где добро побеждает зло. А у сказочных героев, как и у людей, имеются права.
Создаются команды. Им предлагается заполнить заранее заготовленные таблицы (Приложение 1), в которых соответствующим героям сказки, должны соответствовать определённые права из предложенного перечня.
- Но каждая сказка заканчивается хорошо. И мы осознаем, что нарушение прав человека наказуемо, всегда находится защитник или сам человек начинает защищать свои права. А это значит, что каждый из нас должен знать, какие права у нас есть, и что надо делать, если их нарушают, т. е. за их соблюдение нужно уметь бороться: защищать себя самому или обращаться за помощью к окружающим, искать защиты у более сильного, в нашем случае – это родители, профессиональная образовательная организация, органы опеки и различные государственные органы.
4. Анкетирование «Я и права других людей». (Приложение 2)
- Я предлагаю вам провести исследование на тему: «Я и права других людей», которое поможет нам понять, как мы относимся к окружающим людям и уважаем ли их права. (Раздать бланки анкеты).
Задание: Надо ответить на вопросы и подсчитать полученное количество баллов.
III. Заключительная часть
1. Игра «Волшебный сундучок»
- В заключение мы закрепим полученную информацию с помощью волшебного сундучка. Поочерёдно я буду доставать предметы, символизирующие наши права, а вы будете их называть. Ваша задача – определить, какое право обозначает каждый предмет.
Например, картинки или предметы:
- Свидетельство о рождении – право на имя;
- Обручальные кольца – право на заботу и любовь;
- Картинка дома – право на имущество;
- Конверт – право на тайную переписку;
- Все люди – маленькие и взрослые – имеют права, и никто не вправе их нарушать.
В процессе работы мы вспомнили сказки, где наших любимых героев обижают, нарушают их права. Но всегда находятся те, кто встаёт на защиту прав, так: Коза спасла козлят, Морозко приютил Настеньку, Петух вернул Зайке избушку. В сказках всё хорошо заканчивается, но и мы не одни в современном мире – у нас много защитников.
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
- Вы узнали что-то новое?
- Актуальна ли данная тема?
- Какие выводы вы сделали?
В заключение скажу, что защищая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть такие же права. Не нарушайте их, и не забывайте, что кроме прав у каждого есть и обязанности.
Желаю всем удачи. Спасибо за внимание.
Приложение 1
Сказки
|
Соблюдение прав
|
Нарушение прав
|
Дюймовочка
|
|
• Ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
• У всех детей равные права независимо отнациональности, пола, религиозных и политических убеждений право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
• Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
• Право на сохранение своей индивидуальности.
• Право на доступ к информации.
• Право на защиту от всех форм насилия.
• Право на достойный уровень жизни
|
Сказка о рыбаке и рыбке
|
Право на доступ к информации
|
• Право на личную неприкосновенность,
жизнь и свободу.
• Право свободного передвижения и выбора местожительства.
• Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
• Право на защиту от всех форм насилия.
• Право на достойный уровень жизни.
• Право на отдых и досуг.
• Право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения опасной для жизни работы
|
Лягушка-путешественница
|
• Право свободного передвижения и выбора местожительства, право свободного волеизъявления
• Право свободно выражать свои взгляды и мнения
|
• Право на личную неприкосновенность, жизнь.
• Право на защиту от всех форм насилия
|
Колобок
|
• Право свободно выражать свои взгляды
и мнения
|
• Ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
• Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство обеспечивает в максимальной степени выживание ребёнка.
• Посягательство на жизнь Колобка, угроза быть съеденным.
• Право на защиту от всех форм насилия
|
Волк и семеро козлят
|
|
• Ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
• Право ребёнка на жизнь, выживание и свободное развитие.
• Неприкосновенность жилища.
• Право на общение с обоими родителями.
• Право на доступ к информации.
• Право на защиту от всех форм насилия
|
Маша и медведь
|
• Право для принятия
мер для борьбы с незаконным перемещением
и невозвращением детей из-за границы
|
• Ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
• Право ребёнка на недопущение лишения
свободы незаконным или произвольным образом.
• Право на общение с обоими родителями.
• Право на доступ к информации
|
Красная Шапочка
|
Право на семью
|
• Ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
• Право на неприкосновенность жилища.
• Право на личную неприкосновенность,
жизнь и свободу.
• Право на имя, т. к. Красная Шапочка – не имя, а прозвище.
• Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
• Право на безопасность.
• Право на защиту от всех форм насилия
|
Кот в сапогах
|
• Право на беспрепятственное выражение
своих мнений и убеждений, свобода передвижения.
• Право на сохранение
своей индивидуальности.
• Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
• Право на доступ к информации
|
• Право на защиту от всех форм насилия
|
Гуси-лебеди
|
• Баба Яга пользуется
правом на свободное
перемещение на метле, право владеть имуществом
• Право для принятия
мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
• Право на доступ к информации
|
• Ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
• Право ребёнка на жизнь, выживание и свободное развитие.
• Государство обязуется защищать ребёнка от
всех форм эксплуатации, предотвращать похищение, торговлю детьми. Похищение ребёнка – уголовно наказуемое преступление.
• Право на защиту от всех форм насилия
|
Приложение 2
Анкета «Я и права других людей»
1. Участвуя в споре, как правило, я стараюсь:
а) одержать верх – 3 балла;
б) понять другую точку зрения – 10 баллов;
в) переубедить партнёра – 5 баллов.
2. Видя, что кто-то старается учиться лучше других, я испытываю:
а) зависть – 5 баллов;
б) раздражение – 3 балла;
в) желание учиться лучше – 10 баллов.
3. Когда я узнаю, что люди не участвуют в голосовании на выборах, то:
а) мне всё равно – 5 баллов;
б) соглашаюсь с ними – 3 балла;
в) не согласен, т. к. голосовать необходимо – 10 баллов.
4. Когда говорят, что насильников нужно расстреливать на месте, то:
а) я соглашаюсь – 3 балла;
б) не соглашаюсь – 5 баллов;
в) мне всё равно – 10 баллов.
5. Если бы мне пообещали, что моя жизнь в стране станет лучше, но для этого нужно воевать с другой страной и победить её, то я бы:
а) согласился – 3 балла;40
б) мне всё равно – 5 баллов;
в) не согласился, т. к. война только разрушает – 10 баллов.
Результаты
До 20 баллов. Вам необходимо пересмотреть свое отношение к правам другихлюдей.
От 21 до 30 баллов. Для вас главное – собственное благополучие и спокойствие.
От 31 до 50 баллов. Вы достаточно демократичны и уважаете права других людей. Люди замечают ваше умение и уважают вас за это.
Анкета с результатам должна быть только у учителя. Участники подсчитывают баллы, а ведущий сообщает им потом свои выводы.
Повторить виды прав: гражданские, экономические, культурные, социальные, политические.
|